Леонид Ефимович Шепелев
Аксельбант — плетеный шнур из серебряных или золотых нитей, носящийся на правом плече и двумя петлями свисающий поверх военного мундира по правой стороне груди.
Арматура — металлические эмблемы ведомств, помещавшиеся на головных уборах, погонах, воротниках и воротниковых петлицах.
Борд, бордюр — составная часть узора шитья мундира: полоса, кайма (прямая или фигурная), обрамляющая края деталей мундира — воротника, обшлагов, карманных клапанов и т. п.
Борт, борта — правый и левый передние края мундира, кафтана, с одним или двумя рядами пуговиц.
Бранденбуры — узорчатая обшивка бортовых петель, включающая имитацию ниспадающих кистей.
Вензель — переплетенные между собой начальные буквы (инициалы) имени и фамилии. Вензель императора состоял из инициала имени и римской цифры, украшенных короной.
Вицмундир — повседневный мундир с упрощенным вариантом узора шитья.
Ворот — край одежды вокруг шеи, с разрезом на груди или без него.
Воротник — часть одежды, пришитая или пристегиваемая к вороту; может быть стоячим или отложным.
Выпуск, выпушка — узкий край подкладки или специально подложенной с изнанки материи, выпущенный по шву или краю одежды наружу.
Галстух — шейный платок (белый или черный). Галун — то же, что позумент.
Гирлянда — полоса узорного шитья по бортам, полам, фалдам мундира.
Далматика — род церемониальной рубахи.
Епанча — длинный широкий плащ (накидка) из плотной ткани.
Жгут — на погонах плетенный из металлической нити шнур, прикрепленный по установленному образцу.
Жезл — особый посох, трость, служащие символом власти, какого-либо звания, почетного положения (например, маршальский жезл).
Жилет — короткая одежда без рукавов, поверх которой надевается сюртук или фрак.
Звезда, звезды — разновидность знаков отличия на мундирных погонах, воротниковых петлицах; размер, форма (пяти- или вось-милучевые), количество и система расположения звезд определяются чином, рангом.
Звезда орденская — дополнительный знак принадлежности
к числу удостоенных ордена высшей степени. Исподнее — нижняя, нательная одеясда.
Камзол — длинный жилет, сшитый в талию; надевался на рубашку под кафтан; шился из сукна, шелка или бархата.
Канитель — тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить.
Кант — цветной шнур, оторочка по краям или швам форменной одежды: на брюках, фуражке, петлицах, погонах.
Канпик — узорное шитье над задним разрезом мундира. Каска — атрибут военного форменного обмундирования, кожаный или металлический головной убор в виде шлема.
Кафтан — верхняя долгополая мужская одежда из плотного сукна, различного покроя (двубортный или однобортный, прямой или приталенный); мундирный кафтан имеет покрой сюртука со стоячим воротником.
Кивер — форменный головной убор цилиндрической формы, высокий, с плоским верхом, с небольшим козырьком, часто с султаном; делался из кожи, обтянутой сукном.
Китель — форменный пиджак военного покроя с небольшим стоячим, наглухо закрытым воротником.
Клапан, клапанец — деталь одежды, прямоугольный или фигурный кусок ткани, прикрывающий отверстие кармана.
Ключ камергерский — особый знак придворного звания камергера; золотой резной ажурный ключ символизировал право камергера входить в императорские покои; носился на голубой ленте у левого бедра.
Козырек — деталь фуражки или картуза; выполняется из плотного материала (кожи, картона и т. п.), имеет форму срезанного полукруга, прикрепляется к головному убору спереди надо лбом.
Кокарда — металлический значок установленного образца на форменном головном уборе.
Кратен — широкий полукруглый воротник.
Крест орденский — основной знак ордена, носившийся на орденской ленте в петлице (на груди), на шее или на бедре.
Кюлоты — короткие, застегивающиеся под коленом штаны.
Лампас — широкая цветная нашивка по наружному (боковому) шву брюк.
Лацкан — отворот борта мундира.
Лента орденская — широкая полоса шелковой ткани (установленного для каждого ордена цвета), надеваемая наискось через плечо и грудь, для ношения орденов высшей степени.
Лиф — верхняя часть платья, охватывающая стан.
Лосины — плотно облегающие штаны (типа рейтуз) из белой (реже другого цвета) лосиной кожи.
Мантия — широкая длинная накидка из плотной ткани, надеваемая поверх костюма; царская мантия шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом.
Мерлушковая шапка — круглая шапка из шкурки черного или белого барашка, с плоским донышком (верхом).
Мундир — официально установленный форменный костюм; в узком смысле: главный элемент этого костюма — кафтан; разновидности мундира по функциям — парадный (праздничный) и вицмундир (ежедневный, служебный).
Нашивки — нашитые на погоны поперечные полоски для обозначения чина, звания; до введения погон нашивками назывались разного рода знаки из галуна или сукна, нашиваемые на мундир.
Обкладка — цветной отворот фалд и лацканов.
Обшлаг — отогнутая наружу нижняя часть рукава, обычно обшитая приборным сукном.
Однорядки — одинаковые мундиры.
Околыш — часть головного убора (обод), плотно облегающая голову; поверх околыша располагалась тулья.
Опушка — цветной кант по краям воротника, обшлагов, бортов мундира.
Пальто — род длинной верхней одежды прямого покроя; в холодное время пальто могло быть на меху с меховым же воротником.
Петлица — галунная или суконная нашивка на воротнике форменной одежды, использовавшаяся для обозначения рангов (вместо погон); на треугольной шляпе — петля из шнура, перекрывающая розетку кокарды.
Плащ — легкое (летнее) пальто.
Плюмаж — украшение из перьев на головных уборах или конской сбруе.
Погон (погоны) — наплечный знак различия в виде широкой прямоугольной нашивной или накладной полосы вдоль или поперек плеча.
Поддёвка — мужская верхняя одежда, род легкого пальто в талию с мелкими сборками.
Подол — нижний край одежды.
Позумент (или галун) — шелковая или шерстяная тесьма, шитая
серебром или золотом; используется для изготовления знаков
отличия на форменную одежду.
Покрой — фасон одежды.
Пола — свешивающаяся нижняя часть распашной одежды.
Половинное шитье — укороченный вариант узора шитья мундира на воротнике и обшлагах.
Полотнянник — летний белый сюртук.
Полукафтан — укороченный, не доходящий до колен кафтан.
Прибор — установленного цвета суконная и металлическая (золото или серебро) отделка форменной одежды.
Просветы — на знаках различия (петлицах и т. п.) продольная полоса между широкими нашивками или нашитый вдоль узкий шнурок.
Султан — украшение из перьев или конских волос на военных головных уборах.
Супервест — род церемониальной рубахи.
Сюртук — повседневная форменная одежда с длинными, почти до колен, полами, в талию, с отложным или стоячим воротником без шитья, с ведомственным прибором.
Темляк — тесьма с кистью, прикрепленная к эфесу шпаги, сабли; служит для надевания на запястье.
Тесьма — узкая тканая или плетеная полоска.
Треуголка — парадная форменная шляпа треугольного фасона.
Тужурка — укороченное форменное пальто.
Тулья — верхняя широкая часть головного убора, имеющего околыш.
Фалды — задние полы одежды — фрака, мундира.
Фрак — род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади, с отложным воротником и открытым воротом.
Фуражка — форменный головной убор с околышем, плоской круглой тульей и козырьком.
Шевроны — галунные нашивки в форме уголков на рукавах и фалдах форменной одежды.
Шинель — форменное военное и гражданское пальто из плотной шерстяной ткани; двубортное, приталенное, с отложным воротником.
Шитье мундирное — украшение мундира в виде вышитого узора установленного образца и объема (количества) — на воротнике, обшлагах, карманных клапанах, по бортам, у высших чинов еще и по основным швам.
Шифр — знак отличия в виде вензеля императрицы, увенчанного короной с бриллиантами; носился на груди у правого плеча.
Эполеты — наплечные знаки, представляющие собой суконную, галунную или металлическую продолговатую пластину (подобную погону), завершающуюся к краю плеча круглым утолщенным полем; у высших чинов это поле обрамлялось бахромой из золотых или серебряных нитей.
Юбка — часть мундира (кафтана, полукафтана, сюртука) ниже талии.
Возможно, вы удивитесь, но против фактов не пойдёшь: лацканы пиджаков подчас весьма сильно отличаются друг от друга: формой, длиной, шириной, отделкой… В этой статье я постараюсь описать все более или менее распространённые варианты и осмелюсь дать кое-какие рекомендации — в плане того, в каких случаях предпочесть те или иные лацканы.
Ширина лацканов
Прежде всего, лацканы могут сильно отличаться друг от друга по ширине. Когда-то в моде были очень широкие лацканы; сейчас, напротив, модны узкие варианты. Бессмертной и всегда актуальной остаётся золотая середина: в меру широкие лацканы, не слишком узкие, но и не карикатурно большие.
Если говорить про региональные особенности, то широкие лацканы обожают неаполитанцы, а англичане стремятся соблюдать чувство меры и иногда слегка зауживают лацканы, стараясь (если речь идёт о классических фирмах) не слишком идти на поводу моды. Модные дизайнеры из Франции, Италии и других стран часто впадают в крайности и то выпускают модели с очень узкими лацканами, то с чрезмерно широкими.
Длина лацканов
Как правило, чем больше пуговиц на пиджаке, тем короче его лацканы. Самые короткие варианты — у пиджаков на четырех пуговицах, самые длинные — у пиджаков на двух или на одной пуговице. Последний вариант — это однозначная уступка моде. На мой взгляд, слишком короткие лацканы некрасивы.
Форма лацканов
Лацканы бывают прямыми и выпуклыми (или слегка выгнутыми); гораздо реже встречаются вогнутые лацканы. Пожалуй, прямой вариант наиболее распространён. Выпуклые лацканы выглядят немного оригинальнее, но менее универсальны и идут не всем, но не стоит их игнорировать.
Форма выступов (уступ) между лацканами и воротником
Уступ в виде треугольника может быть широким или узким; обращённым вверх, вниз или прямо в сторону. Николо Антоджованни пишет, что обращённые вниз уступы выглядят уныло, но это не означает, что и костюм с такой особенностью будет выглядеть уныло: в расчёт следует принимать и другие факторы, такие как цвет, фактура ткани, крой костюма, детали (фурнитура).
Место расположения уступа — тоже важный нюанс, от слишком низких уступов стоит воздерживаться, но и задранные безумно высоко уступы не смотрятся гармонично. Иными словами, как всегда, крайностей надо избегать. Считается, что лучше всего смотрятся умеренно высокие уступы, обращённые прямо в сторону или, что ещё лучше, слегка вверх.